Добрый день, Гость!  |   Выйти

"Ох, уж эти подростки!"

 

Когда это начинается?

 

Психологи делят подростковый возраст на три возрастных периода: младший подростковый, средний и старший. Начало младшего за последнее время сдвинулось. Раньше речь шла о том, что младший подростковый возраст начинается, примерно, с 10-ти лет, а теперь многие специалисты называют возраст 8 лет. Дети стали быстрее созревать физиологически. Средний и старший подростковый возраст, соответственно, 11-13 и 14-16 лет. Это, конечно же, условные границы, т.к. процесс развития у всех индивидуальный. Но хочется перейти от цифр к содержанию...

 

Как это происходит?

 

В связи с физиологическими изменениями нервная система подростков становится неустойчивой, это может проявляться в раздражительности, частой смене настроения, повышенной тревожности, агрессивности и т.д.

Чем дальше, тем больше. Появляются волнения, связанные с изменениями внешности, тело меняется, меняется ощущение себя в теле, это непривычно и может быть психологически некомфортно. Если мальчик или девочка находят у себя во внешности какие-то недостатки, то они часто склонны их преувеличивать. Также подростки «считывают» социальную реакцию на изменение их физического облика (одобрение, восхищение или насмешки, презрение) и включают ее в представление о себе. Отрицательные реакции формируют у подростка низкую самооценку, неуверенность в себе, скованность в общении и снижение чувства собственной значимости. Авторитет взрослых перестает иметь свой вес. В связи с этим, повышается критичность по отношению ко взрослым, в том числе и к родителям. Подросток испытывает особую потребность в дружбе, где возможна система реального равенства, поэтому его ведущей деятельностью становится общение со своими сверстниками. Если эти особенности не учитывать, то у «начинающих взрослых» могут сформироваться устойчивые отклонения в нравственном развитии и поведении. И здесь немаловажны отношения между родителями и ребенком. Достигнутый уровень психического развития, вызывает у него потребность в самостоятельности, самоутверждении, признания со стороны взрослых его потенциальных возможностей, в том числе, участие в общественно значимых делах. Между тем, взрослые, подчеркивают, что подросток уже не маленький ребенок и предъявляя к нему повышенные требования, продолжают порой отказывать ему в праве на самостоятельность, возможностях на самоутверждение. Отсюда и возникают конфликтные ситуации, обиды и разнообразные формы протеста.

 

Рекомендации родителям подрастающих детей невероятно просты. Все, что необходимо – это быть в контакте со своим ребенком. Здесь имеется в виду эмоциональный контакт. Для этого важно не забывать то, что описывалось выше. Это, и правда, сильно помогает сохранить спокойствие в конфликтной ситуации с ребенком. Тогда от многих разрушающих контакт реакций вас будет удерживать понимание того, что происходит с вашим чадом, и что управляет его поведением в данный момент. Теплое, принимающее отношение – это как питательная почва для ростка. При хорошем эмоциональном контакте с вами у ребенка не будет поводов делать «на зло» или вопреки. А это значит, что вам удастся избежать опасных и приносящих вред ситуаций.

 

Ольга Силивоник, психолог, тренер ИСТиК по работе с подростками